По приглашению Университета прикладных наук ? Technische Hochschule Mittelhessen (ТНМ, Германия) – была организована стажировка ассистента кафедры редакционно-издательских технологий к.т.н. Рыжанковой Анастасии Сергеевны на факультете технического редактирования и мультимедийной документации. THM был основан в 1971 г. и является самым крупным из пяти государственных университетов федеративной земли Гессен в Германии. Учитывая краткосрочность поездки (6 дней), график был насыщенным: изучение учебного процесса, посещение лекционных и практических занятий, знакомство с профессорско-преподавательским составом, презентация Белорусского государственного технологического университета и кафедры редакционно-издательских технологий, обсуждение тенденций мирового книгопечатания и многое другое.
Рабочая неделя стажировки проходила строго по расписанию, ведь пунктуальность по-немецки – это на пять минут раньше назначенного времени.
5 декабря 2016 г.
10.00-13.00
Знакомство с руководителем стажировки профессором доктором наук Бенедиктом Моделем (Benedikt Model) (в 2015 г. руководитель проектов в редакции современных иностранных языков издательства Cornlesen; удивительно, но именно по учебникам этого издательства наши студенты готовятся к международному экзамену по немецкому языку), а также директором факультета технического редактирования и мультимедийной документации (TRMD) профессором Райнером Берндтом Фогесом (Reiener Bernd Voges).
14.00-17.00
Посещение лекции «Профессиональная коммуникация» (лектор: Peter Frankford).
Лекции у студентов длятся с 9 до 13 часов, далее перерыв на обед и с 14 до 17 занятия продолжаются. Обычно пары проходят в небольших группах, до 15 человек. Многие студенты совмещают обучение с работой по специальности, но количество рабочих часов строго ограничено, а пропуск пары не является уважительной причиной. Учитывая информативность лекций, их практическую направленность и форму подачи материала, отстающим будет достаточно тяжело догнать тех, кто не пропускает занятия. Профессора излагают материал лаконично, с большим количеством примеров, многие из которых сопровожадаются видеоматериалами и специальными онлайн-заданиями. Пропуск пары – это самостоятельное изучение порядка 10 источников.
Хочется отметить также личную направленность студентов на обучение, их заинтересованность во владении материалом. Принято оставаться после пары, чтобы задать дополнительные вопросы, уточнить определения либо проконсультироваться по работе.
На лекции были рассмотрены темы зарождения средств коммуникации, методов общения, содержания речевых сообщений, концепция четырех каналов и четырех источников информации. Студенты просмотрели видеоролик, выполнили три теоретических теста, благодаря которым самостоятельно усвоили часть материала, организовали командную игру, с помощью которой научились определять емкость коммуникативных сообщений.
6 декабря
9.00-13.00
Лекция «Тексты для интернета и мобильных медиа» (лектор: доктор наук, профессор Бенедикт Модель). Лекция имела непривычный для белорусского студента порядок и методику организации.
Вначале преподаватель представил на слайде все содержание курса и кратко повторил изученный материал, затем ознакомил с планом новой лекции. Началось занятие не с теоретического материала, а с текста, который преподаватель представил всем присутствующим. Студенты, не зная, какая тема и что им необходимо определить в тексте, выполнили все задания интуитивно. После проверки правильности выполнения теста все неизвестные слова и непонятные определения были подробно рассмотрены вместе с преподавателем. Таким образом, студенты не только познакомились с теоретическими положениями новой темы, но и на практике освоили ее сферу применения. Как и на традиционной форме лекции, студенты активно фиксируют новый материал (отличия онлайн и офлайн текстов), проводят их программный анализ под руководством профессора, определяют ключевые слова, исследуют скорость чтения мобильной информации.
Особо следует отметить информативность представленного материала, он настолько насыщен, что порой кажется, что все невозможно запомнить, однако уже к концу пары в голове все раскладывается по полочкам.
14.00-17.00
Практическое занятие по курсу «Основы электронного обучения».
На данной паре студенты должны были представить разработанный в команде проект. Предыдущий месяц они активно изучали программу Adobe Captivate для создания электронных обучающих видеороликов, а теперь в течение двух месяцев готовили такие ролики на различные темы, например: история открытия вакуума, применение его в полиграфии, переработка пресной воды и др. Проекты предназначены для обучения детей 7-11 лет и могут быть использованы на уроках физики, экологии или биологии.
7 декабря
9.00-13.00
Практическое занятие курса «Тексты для рекламы и презентаций» (Лектор: Леа Яна Кёппен). На данном занятии студенты представляли свои проекты, выполненные в программе Microsoft Power Point. Задача каждого обучающегося состояла в подготовке мероприятия и его презентации в виде устного сообщения. Таким образом будущие специалисты в области медиакоммуникаций учатся правильно составлять устные выступление, готовить рекламные тексты, убеждать с помощью силы слова и представлять визуальную информацию в доступной и понятной любому слушателю форме.
14.00-17.00
Руководство университета ТНМ проявило интерес к факультету Принттехнологий и медиакоммуникаций, к учебному плану и научной деятельности кафедры. Для подготовки презентации о БГТУ было представлено все необходимое оборудование. В этот день также состоялось посещение музея Математики и Музея Либиха (Музея химии), именно в этом городе работал известный ученый-химик Юстус фон Либих.
8 декабря
9.00-13.00
Состоялась Презентация Белорусского государственного технологического университета, факультета Принттехнологий и медиакоммуникаций, кафедры редакционно-издательских технологий, а также диссертационного исследования Рыжанковой А.С. «Методика поддержки принятия решений при обработке текстовых учебных материалов».
Немецким коллегам была представлена краткая информация о Республике Беларусь, ее истории и известных персоналиях, о системе высшего образования и развития науки; было рассказано о БГТУ, основных факультетах и направлениях деятельности.
Особое внимание было уделено факультету Принттехнологий и медиакоммуникаций: специальностям и специализациям, распределению выпускников, истории белорусского книгопечатания и письменности. Наибольший интерес у иностранных лекторов вызвало содержание дисциплин по специальности «Издательское дело». Они отметили полноту учебного курса, его многоплановость и информативность.
На примере диссертационного исследования Рыжанковой А.С. было рассказано о научных направлениях кафедры. Следует отметить, что тема изучения читабельности материала и современных методов анализа текста актуальна и в Германии.
14.00-17.00
Экскурсия по Университету прикладных наук, посещение учебных лабораторий, столовой, общежития. Знакомство с руководителем и сотрудниками международного отдела (Михаэла Цалуки).
9 декабря
9.00-13.00
Лекция «Управление» (лектор: доктор наук, профессор Бенедикт Модель).
Лекция объединяет сразу несколько учебных курсов: управление персоналом, экономика издательского дела, психология, менеджмент, логика и статистика. На занятии студенты узнали отличия эффективного и эффектного управления, ознакомились с принципами и видами организации работы в издательском коллективе, построили диаграмму определения значимости проектных целей, а также увидели примеры применения принципа Парето в СМИ и прагматичной логики в информационных материалах.
14.00-17.00
Посещение практического занятия по курсу «Инфографика». На данном занятии студенты представили проекты, выполненные в программе «Adobe Illustrator». Они изобразили собственный жизненный путь и карьеру в виде графического материала. Например, в виде карты метро с пересадочными станциями.
Эта маленькая неделя была очень большой: по впечатлениям, открытиям и знакомствам. Было изучено много нового, открыты новые направления для работы. Два профессора ТНМ – Проф. доктор наук Ульрих Тиле, проф. доктор наук Бенедикт Модель – проявили интерес к презентации стажера Рыжанковой А.С. и готовы к дальнейшему сотрудничеству с университетом.
Подобные поездки, несомненно, обогащают опыт преподавателя, повышают его уровень и мотивируют к развитию и достижению новых высот.
Особую благодарность хочется выразить руководству университета, факультету ПиМ, кафедре редакционно-издательских технологий за предоставленную возможность прохождения стажировки, а также международному отделу университета в лице Роговой Ольги Анатольевны за помощь в организации стажировки и личное участие в ее реализации.
Приглашаем преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов на открытую лекцию Рыжанковой А.С. по теме «Немецкий опыт обучения медиакоммуникациям». Время и дата проведения будут размещены на сайте факультета ПиМ.
к.т.н. Рыжанковой А.С.