22 марта - День памяти жертв Хатынской трагедии
22 марта, скорбный день Беларуси - день памяти жителям деревни Хатынь, сожженной фашистами 81 год назад, - 22 марта 1943 года. Вспоминая Хатынь, белорусы вспоминают тысячи других белорусских деревень, уничтоженных немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны.
22 марта 1943 года каратели сожгли заживо и расстреляли почти всех жителей — 149 человек, в том числе 75 детей.
на фото:Иосиф Каминский - единственный взрослый житель Хатыни, из оставшихся в живых после сожжения деревни.
Обгоревший и раненый, Иосиф Каминский пришел в сознание лишь поздно ночью, когда карательные отряды покинули деревню. Среди тел односельчан он нашел своего сына Адама. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца. Иосиф Каминский с сыном Адамом послужили прототипами знаменитого памятника в мемориальном комплексе.
на фото слева направо трое выживших детей Хатыни: Виктор Желобкович, Софья Климович и Владимир Яскевич - жители деревни Хатынь, чудом избежавшие зверской расправы в годы Великой Отечественной войны, у памятника замученным фашистами жителям Хатыни, 1984 год.
После сожжения деревни уцелели всего пятеро детей: Софья и Владимир Яскевич, Виктор и Александр Желобкович, Антон Барановский.
24 мая 2020 года умер последний свидетель трагедии Виктор Желобкович.
"Мне было видно через щель, как каратели подносили канистры с бензином и обливали стены, подкидывали сено. Соломенная крыша вспыхнула мгновенно. Все загорелось, затрещало. Как же все кричали! Словами не передать. В дыму задыхались и плакали дети. Под напором десятков людей двери не выдержали и рухнули. Мы с мамой выскочили из сарая и попали под шквал огня. Далеко уйти не получилось, упали. От страха прижался к материнскому телу и почувствовал резкий толчок. Это была пуля, которая убила маму, а меня черканула по плечу. Не помню, сколько пролежал на земле. Когда поднялся, увидел уезжающих карателей и полосу догорающих домов", – вспоминал Желобкович.
Сегодня мемориальный комплекс является символом всех сожженных деревень во время Великой Отечественной войны. Трагедия маленькой белорусской деревни является ярким примером целенаправленной политики геноцида белорусского народа со стороны гитлеровской Германии.