Белорусский государственный
технологический университет
Belarusian State Technological University
ОИВР
Наука
Учебная работа
Кафедра физической, коллоидной и аналитической химии >>> Состав кафедрыУчебная работаНаучно-исследовательская работаСтудентамПартнерамАбитуриентам


Для студентов химико-технологических, инженерно-технических и лесохозяйственных специальностей факультетов ТОВ, ХТиТ, ПиМ, ЛХФ, ЛИД и ФЗО кафедра осуществляет преподавание следующих учебных дисциплин:

На кафедре в лабораторном практикуме используется современное химико-аналитическое, весовое и общелабораторное оборудование, что позволяет коллективу на высоком уровне проводить лабораторные занятия и научные исследования. Газовые хроматографы и полярограф в учебных лабораториях подключены к ПК через внешние модули ADC L-net. Регистрацию, обработку и хранение хроматографических и инверсионно-вольтамперометрических данных, а также создание протоколов измерений и отчётов студенты осуществляют с помощью современного программного обеспечения UniChrom. В учебный процесс кафедры внедряются современные методики обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.


Современная физическая химия, наряду с неорганической и органической химией, является фундаментом химической технологии и дает количественный аппарат для расчетов химических процессов, протекающих при промышленном производстве неорганических, органических и биоорганических продуктов. Физическая химия является также научной основой разработок новых материалов с заданным комплексом свойств, без неё невозможно понимание физико-химических процессов, протекающих в естественных условиях в окружающей среде. Химические реакции, в том числе и твердофазные, приводящие к получению вяжущих материалов, стекла, керамики, огнеупоров, многих материалов электронной техники, а также реакции, протекающие при химической переработке древесины, получении и переработке пластмасс и эластомеров, различные электрохимические процессы, используемые как для получения промышленной продукции, так и для электрохимической очистки и утилизации промышленного сырья и вод, связаны с разнообразными физическими процессами: поглощением или выделением тепла, поглощением или выделением света, электрическими явлениями, тепло- и массопередачей и др. В химических реакциях всегда осуществляется тесная связь физических и химических явлений. Изучение этой взаимосвязи – одна из основных задач физической химии.

Главное внимание в физической химии уделяется исследованию законов протекания химических процессов, изучению состояния химического и фазового равновесия, строения и свойств молекул, жидких и твердых растворов, что позволяет решать основную задачу физической химии – предсказание хода химического процесса и его конечного результата. Это приводит к возможности управления технологическим процессом, т.е. к обеспечению наиболее быстрого и полного проведения реакций в нужном для потребителя направлении, в том числе с автоматическим контролем режима с помощью компьютера.

Все вышеперечисленные профессиональные задачи предстоит решать будущим инженерам, которые проходят подготовку в Белорусском государственном технологическом университете.

Основные законы физической химии являются обобщением всех известных опытных данных и носят всеобщий, фундаментальный характер. В частности, первый закон термодинамики занимает центральное место не только в химии, но и в механике, физике элементарных частиц, физике электромагнитных явлений, теории относительности и др., это основной принцип всей физики (как науки), техники и технологии. Методы термодинамики, одного из важнейших разделов дисциплины, позволяют исследовать любую материальную систему. Изучение физической химии показывает, что универсальные физико-химические понятия энергии и энтропии и теоретические закономерности, лежащие в основе этой науки, связывают воедино все области химии и естествознания независимо от объекта исследования и находят успешное применение для решения конкретных практических задач. Тем самым достигается цель формирования у студентов научного мировоззрения, представления о единстве Вселенной, о возможностях ее научного познания и применения полученных знаний на практике.

В настоящее время курс физической химии включает следующие составные части:

Химия поверхностных явлений и дисперсных систем также является одной из теоретических основ химической технологии. Адсорбция, адгезия, когезия, смачивание, коагуляция, капиллярные и электрические явления на поверхности, структурообразование – все эти поверхностные явления широко используются в технологии. Роль и значение этой дисциплины сильно увеличивается в последние годы в связи с достижениями в химии наноразмерных частиц.

Кроме лекций по дисциплинам кафедры проводятся практические и лабораторные занятия. Лабораторные занятия по физической химии проводятся в специально оборудованных учебных лабораториях: 502, 503, 510 (корп. 3а). Лабораторные занятия по дисциплинам «Поверхностные явления и дисперсные системы» проводятся в лабораториях 501 и 509 (корп. 3а).

   


На кафедре проводится вся необходимая работа по методическому обеспечению учебной деятельности: разрабатываются программы коллоквиумов, запланированных учебными программами курсов; задания для контроля текущих знаний студентов по всем разделам изучаемых дисциплин (самостоятельные и контрольные работы, вопросы для допуска к лабораторным работам и для защиты лабораторных работ и др.); составляются индивидуальные задания для студентов, экзаменационные билеты и задачи.

Коллективом кафедры разрабатывается и издается учебно-методическая литература для студентов очной и заочной формы получения образования, в том числе с грифом Министерства образования и учебно-методического объединения учреждений высшего образования Республики Беларусь.

При подготовке учебной литературы преподаватели кафедры основываются на многолетнем опыте и традициях преподавания учебных дисциплин на кафедре. Особое внимание уделяется методическому обеспечению самостоятельной работы студентов и текущего контроля их знаний в семестре. Активизация самостоятельной работы студентов на кафедре проводится на основе принципов индивидуального и дифференцированного подхода к обучению, с учетом уровня подготовки студентов и их индивидуально-личностных качеств. Каждый преподаватель кафедры имеет комплекты разнообразных индивидуальных заданий (тестирующие вопросы и задачи разного уровня и разной тематической направленности) по всем темам изучаемого курса, которые ежегодно корректируются и обновляются. Наличие обширной учебно-методической базы обеспечивает необходимый уровень индивидуализации учебной работы и способствует активной учебно-познавательной деятельности учащихся.

Особое внимание уделяется организации самостоятельной работы иностранных студентов и ее учебно-методическому обеспечению. На кафедре разработаны специальные задания для работы с иностранными студентами, включающими в себя, помимо химической составляющей, базовые представления и понятия из курса математики, необходимые для усвоения учебного материала. Работа ведется на основе принципов максимальной индивидуализации и дифференциации учебного материала и с учетом личностных качеств и особенностей менталитета иностранных студентов.


С целью повышения эффективности учебного процесса преподаватели кафедры в своей работе используют современные образовательные технологии. Среди них можно выделить следующие.

Методическое обеспечение - комплекты индивидуальных заданий и учебные пособия с грифом Минобразования, содержащие контрольные вопросы и контрольные задания для проверки степени усвоения материала.

Проводится у студентов II курса, приступающих к изучению физической химии. Диагностические задания включают в себя относительно простые вопросы по основным разделам неорганической химии, изучаемой в средней школе, и разделам дисциплины «Теоретические основы химии», изучаемой на I курсе университета (концентрация растворов, тепловые эффекты реакций и способы их расчета, представления о химическом равновесии, влияние различных факторов на смещение химического равновесия, свойства константы равновесия, кинетические закономерности, окислительно-восстановительные реакции и др.). Проводится на практических занятиях. Результаты обсуждаются со студентами в учебных группах и с преподавателями кафедры общей и неорганической химии. Данная методика необходима для определения уровня подготовки студентов и корректировки процесса обучения физической химии с учетом этого уровня, а также для обеспечения принципа преемственности и непрерывности химического образования на химических кафедрах университета.

Разработаны многоуровневые многовариантные тестовые задания и методические указания в системе дистанционного обучения БГТУ на основе Moodle для сопровождения учебного процесса по дисциплине "Физическая химия" для студентов химко-технологических специальностей очной и заочной формы получения образования. Созданы электронные курсы, включающие тексты лекций по дисциплинам, справочные данные, примеры решения задач и другие средства, способствующие успешному усвоению учебного материала.

 

Разработанный виртуальный лабораторный практикум позволяет проводить лабораторные работы по изучаемым разделам учебных дисциплин "Физическая химия" и "Аналитическая химия и физико-химические методы анализа" и может использоваться для самостоятельной работы студентов.

  


В рамках учебных дисциплин "Аналитическая химия", "Аналитическая химия и физико-химические методы анализа", "Общая, неорганическая и аналитическая химия" подготовка специалистов ведется в соответствии с образовательными стандартами специальностей и включает в себя изучение методов качественного и количественного анализа простых и сложных веществ. Основными вопросами, рассматриваемыми в рамках учебных дисциплин, являются следующие.

  Изображение 

Используемое в учебном процессе и научной работе оборудование (учебные лаборатории и технические средства): 5 учебных лабораторий оснащены необходимыми приборами и оборудованием для проведения занятий по качественному анализу, химическим методам количественного анализа - гравиметрическому и титриметрическому, физико-химическим методам анализа – кондуктометрическому, потенциометрическому, вольтамперометрическому, фотоколориметрическому, спектрофотометрическому, турбидиметрическому, эмиссионной фотометрии пламени, рефрактометрическому, хроматографическому. 3 научные лаборатории оснащены необходимыми приборами и оборудованием для проведения научных исследований, а также необходимой оргтехникой.