Белорусский государственный
технологический университет
Belarusian State Technological University
ОИВР
Наука
Абитуриентам
Кафедра физической, коллоидной и аналитической химии >>> Состав кафедрыУчебная работаНаучно-исследовательская работаСтудентамПартнерамАбитуриентам


 

На кафедре уже много лет существует Школа юного химика-аналитика. Учащиеся общеобразовательных школ, гимназий и лицеев могут углубленно изучить основы химического анализа, причем большое внимание уделяется экспериментальной работе. Школьникам предлагается:

  1. Проведение демонстрационных работ по химическим и физико-химическим методам анализа, обучение навыкам микрохимического эксперимента.
  2. Оказание помощи в подготовке к экспериментальным турам олимпиад по химии.
  3. Ознакомление с основами качественного анализа.
  4. Обучение навыкам титрования и проведения анализа титриметрическими методами: кислотно-основное, окислительно-восстановительное и комплексометрическое титрование.
  5. Проведение ознакомительных экскурсий по БГТУ.
  6. Ознакомление с информационными материалами о БГТУ  (презентации, буклеты, рекламные листы),  и правилами приема для абитуриентов.
  7. Проведение учебных занятий для учащихся инженерных классов.
Изображение Изображение
Изображение Изображение

На кафедре физической, коллоидной и аналитической химии студенты изучают учебные дисциплины, которые называются:

Все эти дисциплины очень важны для теоретического описания  физико-химических явлений и для решения практических задач любой химической технологии. Поэтому качественное образование инженеров-технологов, инженеров-химиков-технологов невозможно без изучения физической и коллоидной химии.

Современная физическая химия и коллоидная химия как учебные дисциплины завершают фундаментальную химическую подготовку выпускников нашего технологического университета. Они является теоретической основой химической технологии и дают аппарат для количественного описания физико-химических процессов, протекающих в различных условиях при промышленном производстве неорганических, органических, биоорганических продуктов, а также  образует научную базу для разработки новых материалов с заданным комплексом свойств.

Химические реакции, которые протекают при получении вяжущих материалов, стекла, керамики и огнеупоров, многих материалов электронной техники, лаков и красок, белковых препаратов и биологически активных веществ, реакции получения и переработки пластмасс и эластомеров, различные электрохимические процессы, используемые как для получения промышленной продукции, так и для электрохимической очистки и утилизации сырья и промышленных вод, процессы производства полиграфических материалов, тары и упаковки, защиты и реставрации печатной продукции связаны с разнообразными физическими явлениям: массо- и электропереносом, поглощением или выделением теплоты и света, изменением степени дисперсности (раздробленности) вещества, изменением его агрегатного состояния и др. Изучение естественной взаимосвязи  химических  и физических явлений и установление соответствующих закономерностей – основная  задача  этих наук.

 С целью предсказания хода физико-химического процесса и его конечного результата физическая химия исследует строение и свойства индивидуальных веществ и их смесей, законы протекания химических и фазовых превращений, условия достижения состояний химического и фазового равновесия и энергетические эффекты, сопровождающие физико-химические превращения. Получаемая информация дает возможность планировать, организовывать и целенаправленно управлять технологическими процессами, обеспечивая оптимальные условия их проведения, в том числе с автоматическим контролем режима с помощью ЭВМ, разрабатывать и внедрять в различных отраслях народного хозяйства передовые энергоэффективные технологии на основе возобновляемых и экологически чистых источников энергии, получать продукцию с требуемыми свойствами, обеспечивать наилучшие условия эксплуатации технологического оборудования и хранения продукции, а также соблюдать нормы соответствия технологических процессов требованиям охраны окружающей среды от вредных промышленных загрязнений. Знание физической химии и ее экспериментальных методов позволяет также обеспечивать контроль качества получаемой продукции и разрабатывать новые  физико-химические методы и приборы сертификации продовольственных и промышленных товаров.

Физическая и коллоидная химия  впечатляют обширностью объектов исследования, разноплановостью изучаемых физико-химических свойств и глубиной проникновения в природу исследуемых систем. Связано это с бесконечно большим разнообразием свойств веществ и проявлением этих свойств в различных явлениях окружающего нас мира.

Одним из важнейших разделов физической химии является химическая термодинамика. В основе термодинамического учения лежат три фундаментальных закона и представления о внутренней энергии и энтропии. Химическая термодинамика является основой для расчета энергетических превращений, сопровождающих любой химический или физико-химический процесс, определяет количественную  взаимосвязь  между  затратами теплоты и количеством работы, которую можно получить в соответствующих процессах, разрабатывает методы теоретического расчета тепловых эффектов, сопровождающих химические превращения вещества, дает строгие количественные критерии для предсказания возможности протекания той или иной химической реакции при заданных условиях ее проведения. Химическая термодинамика объясняет, как и почему влияют те или иные условия на степень полноты химического взаимодействия веществ, и предсказывает, на основе строгихтермодинамических критериев, оптимальное сочетание этих условий.

Термодинамику создавали великие интеллектуалы, в ее основе лежат великие идеи и законы,  которые имеют всеобщее приложение  и дают человеку наилучшую, реальную возможность получить и применить на практике знания, без которых нельзя представить современную технологию. Термодинамика – одна из самых строгих, гармоничных, красивых наук. Альберт Эйнштейн, создатель теории относительности, так написал об этой науке:  «Теория производит тем большее впечатление, чем проще ее посыл-ки, чем  различнее явления, между которыми она устанавливает связь, чем обширнее область ее применения. Отсюда глубокое впечатление, которое произвела на меня термодинамика. Она  – единственная физическая теория универсального содержания, относительно которой я убежден, что в пределах применимости ее основных понятий она никогда не будет опровергнута». Молодой человек, который начинает изучать химическую термодинамику, безусловно будет увлечен этой наукой.

Дисциплины «Физическая химия», «Физическая и коллоидная химия»  и «Поверхностные явления и дисперсные системы» кроме того формирут основу для изучения общепрофессиональных  и специальных дисциплин, таких как «Поверхностные явления и дисперсные системы», «Теоретическая электрохимия», «Общая химическая технология», «Теплотехника химических производств», «Радиохимия» и многие другие.

На кафедре физической, коллоидной и аналитической химии на протяжении многих лет ведутся научные исследования, связанные с получением и изучением физико-химических, электрических, полупроводниковых и магнитных характеристик сложных оксидных соединений, в том числе ферритов некоторых металлов, обладающих уникальными  свойствами. Эти работы проводятся в рамках государственных программ научных исследований и имеют мировой уровень, так как получаемая информация имеет огромное значение для формирования массива экспериментальных данных, которые могут быть использованы для создания современных устройств электронной и микро-электронной техники. На кафедре изучаются условия синтеза и свойства чрезвычайно интересных и перспективных для практического применения  сегнетомагнетиков на основе феррита висмута.  Подобные исследования ведутся во многих научных центрах различных стран, и в будущем можно ожидать в этом направлении революционного прорыва в области нанотех-нологий, информационных технологий, электронной техники. Эти надежды связаны с тем, что на основе сегнетомагнетиков можно получать устройства для передачи и хранения информации  во много раз более эффективные по сравнению с существующими в настоящее время. Ситуация напоминает ту, которая наблюдалась  примерно 30 лет тому назад, когда в Японии на рынок были «выброшены»  мобильные устройства, работающие на литий-ионных аккумуляторах. Сейчас литий-ионные источники тока являются самыми распространенными, их производят в огромных количествах не только в Японии, но и в США, Германии, Китае, Франции. В свое время появление их на рынке произвело революцию в данной области, но предшествовала этому триумфальному  событию многолетняя, упорная, совершенно уникальная работа химиков, инженеров-технологов, электротехников, других специалистов, имеющих высочайший уровень профессиональной подготовки.

Тем молодым людям, которые склонны к изучению наук, которые захотят приобщиться к подобному захватывающему процессу познания и создания нового, найдется место в нашем университете, на кафедре физи-ческой и коллоидной химии. Научно-практической проблемой, которая здесь кратко описана, можно заниматься в рамках научного студенческого кружка, а затем в аспирантуре и далее, после окончания аспирантуры, в научных лабораториях и на кафедрах университета. За несколько последних лет ряд студентов БГТУ, которые работали на кафедре физической и коллоидной  химии  по данному и по другим научным направлениям,  выполнили интерес-ные работы, отмеченные медалями и грамотами на престижных междуна-родных и республиканских студенческих конкурсах.  Сами молодые ученые получили в качестве поощрения стипендии Президента Республики Беларусь. В 2014 году на кафедре успешно защитились 3 аспиранта, в том числе один аспирант – из Китайской народной Республики. Все троим присуждена ученая степень кандидата химических наук.

Кафедра физической, колодной и аналитической химии ждет молодых, активных, выпускников, желающих проявить себя в учебе и в науке, сделать хорошую карьеру на производстве, в вузе, в научной лаборатории.