Организация образовательного процесса и его научно-методическое обеспечение
Перечень учебных дисциплин, читаемых на кафедре
Перечень лабораторных практикумов, проводимых на кафедре
Инновационные образовательные технологии, разработанные и используемые в учебном процессе
Учебно-методическая работа
Материально-техническая база
Учебные и учебно-методические публикации
Перечень учебных дисциплин, читаемых на кафедре
Кафедра обеспечивает преподавание 19 дисциплин на I ступени высшего образования для студентов факультетов ХТиТ, ТОВ, ИЭФ и ФЗО:
- Общая химическая технология;
- Теоретические основы технологии неорганических веществ;
- Технология обогащения полезных ископаемых;
- Типовые процессы в технологии неорганических веществ;
- Основы научных исследований и инновационная деятельность;
- Технология связанного азота и азотных удобрений;
- Технология серной кислоты;
- Технология содовых продуктов;
- Технология промышленной водоподготовки;
- Технология калийных удобрений;
- Технология комплексных и фосфорных удобрений;
- Технология катализаторов и адсорбентов;
- Оборудование и проектирование предприятий подотрасли;
- Моделирование и оптимизация химико-технологических процессов в отрасли;
- Основы управления интеллектуальной собственностью;
- Технология и оборудование производств минеральных удобрений и солей;
- Основные технологии химической промышленности;
- Системы автоматизированного проектирования в отрасли;
- Учебно-исследовательская работа студентов.
Для специальности 6-05-0711-08 «Промышленные и коммунальные системы водоподготовки и водоочистки»:
Теоретические основы химии и технологии воды;
Физико-химические методы водоподготовки
Общая химическая технология
Моделирование и оптимизация процессов водоподготовки и водоочистки
Кафедра осуществляет подготовку специалистов для Республики Туркменистан в соответствии с межгосударственным соглашением.
В рамках целевой подготовки разработаны дисциплины:
- Технология переработки калийных руд флотационным методом;
- Технология переработки калийных руд галургическим методом;
- Технология бесхлорных калийных удобрений;
- Технология азотных, фосфорных и комплексных удобрений.
На II ступени высшего образования за кафедрой закреплены следующие дисциплины:
- Кинетика гетерогенных процессов
- Физико-химические основы образования дисперсных и нанодисперсных систем
- Применение прикладных программ для решения задач химической технологии
- Высокотемпературные процессы получения неорганических продуктов
- Тонкий неорганический синтез
- Проектирование химических производств
По учебному плану магистратуры БГТУ и ТХТИ (г,Ташкент Республика Узбекистан) по системе 1+1 с выдачей двойного диплома специальности "Химическая технология неорганических веществ"
Перечень лабораторных практикумов, проводимых на кафедре
На кафедре проводятся лабораторные практикумы на I ступени высшего образования для студентов факультетов ХТиТ, ТОВ, ИЭФ и ФЗО по следующим дисциплинам:
- Общая химическая технология
- Технология связанного азота и азотных удобрений
- Технология серной кислоты
- Технология содовых продуктов
- Технология промышленной водоподготовки
- Технология калийных удобрений
- Технология комплексных и фосфорных удобрений
- Технология катализаторов и адсорбентов
- Моделирование и оптимизация химико-технологических процессов в отрасли
Инновационные образовательные технологии, разработанные и используемые
в образовательном процессе
Технология |
Краткое описание |
Блок-конспект как средство активизации работы студентов на лекционных занятиях |
Блок-конспект является основным элементом учебно-методических комплексов, относящимся к техническим (мультимедиальным) средствам обучения. Блок-конспект включает в себя набор чертежей, схем, рисунков, диаграмм, таблиц или текстов по определенной учебной дисциплине, выполненных на бумажной основе, а также в виде компьютерной версии и предназначен для индивидуальной работы каждого учащегося непосредственно на лекции. Причем, в отличие от традиционных форм представления иллюстративного материала (и в этом состоит его главная особенность), блок-конспект предусматривает наличие дидактически обоснованных пропусков и «слепых схем», которые должны дополнить, либо строить студенты в процессе лекции, что активизирует их мыследеятельность и заставляет включаться в образовательный процесс уже не в роли пассивного субъекта – приемника информации. Этому же способствуют творческо-поисковые задания по узловым темам и вопросам, рассматриваемым на лекции. Таким образом, блок-конспект рассматривается в качестве эффективного средства обучения, видоизменяющего методику проведения лекционных занятий и позволяющего перейти от традиционной формы передачи информации к организации активной самостоятельной познавательной деятельности обучаемых. Блок-конспект по курсу «Технология и оборудования производств минеральных удобрений и солей» в течении ряда лет используется в процессе обучения студентов технико-эконо-мического профиля и подтвердил высокую эффективность. Имеется компьютерная версия блок-конспекта. |
Разработка лабораторного практикума «Проектирование химических производств с использованием системы автоматизированного проектирования AutoCAD |
Целью данного практикума является изучение возможности применения САПР для разработки и проектирования химических производств, практическое овладение навыками работы с САПР при выполнении технологических и проектных задач.
Имеется необходимое методическое обеспечение, создана компьютерная библиотека тамплетов химико-технологического оборудования. |
Система непрерывного обучения и использования САПР в процессе подготовки специалистов химико-технологического профиля |
Одно из перспективных направлений развития современных образовательных технологий связано с широким использованием в учебном процессе систем автоматизированного проектирования (САПР). |
Авторский спецкурс«Технология катализаторов и адсорбентов» |
Цель курса – изучение научных основ адсорбции и катализа, технологии катализаторов и адсорбентов, приобретение студентами навыков анализа свойств и состава промышленно важных адсорбентов и катализаторов.
Подготовлен и издан курс лекций, методическое пособие по лабораторному практикуму. |
Авторский «Технология продуктов тонкого неорганического синтеза» |
Цель курса – изучение теоретических основ и способов получения малотоннажных химических продуктов и способов их очистки, приобретение навыков в области синтеза неорганических материалов и исследований их состава и свойств, использование знаний для практических решений по созданию и совершенствованию технологических процессов продуктов тонкого неорганического синтеза.
Помимо лекций программой курса предусматривается проведение практических и лабораторных занятий |
«Рейтинговая система оценки знаний в курсе «Общая химическая технология» |
в разработке |
Сушильный шкаф Venticell VC 111 ECO
|
||||
Фотоколориметр КФК-2-УХЛ 4.2
|
||||
Флотационная машина ФМЗ Предназначены для лабораторных испытаний полезных ископаемых по обогащению методом пенной флотации при кислотно-щелочной среде пульпы pH 2-12. |
||||
Реактор с системой терморегуляции HS-120A Лабораторный химический реактор — это аппарат для проведения химических процессов, например, для смешивания нескольких ингредиентов, приготовления эмульсий, экстракции. |
||||
Пламенный фотометр PFP7 Flame Photometer Пламенный фотометр PFP7 предназначен для определения концентрации ионов щелочных (Na, K, Li) и щелочноземельных (Ca, Ba) металлов в жидких средах в лабораторных условиях. |
||||
Высокотемпературная электропечь SNOL 8,2/1100 |
|
|||
Встряхиватель лабораторный SK-L330-Pro |
Учебные и учебно-методические публикации
Учебники и учебные пособия
- Пинаев Г.Ф. Теоретические основы технологии неорганических веществ. Учебное пособие для студентов специальности 1-48 01 01 «Химическая технология производства и переработки неорганических материалов» очного и заочного обучения. – Минск, БГТУ, 2005.
- Ещенко Л.С., Салоников В.А. Общая химическая технология. Расчеты химико-технологических процессов. Учебное пособие. – Минск, БГТУ, 2007.
- Воробьев Н.И. Новик Д.М. Обогащение полезных ископаемых. Учебное пособие. – Минск, БГТУ, 2008.
- Ещенко Л.С. Катализаторы и адсорбенты. Учебник. – Минск, БГТУ, 2009.
- Долинская Р,М, Жолнерович Н,В, Шатило В,И," Основы технологии химческой промышленности " для студентов специальности 1-26 02 02 "Менеджемент( по направлениям) направление специализации 1-26 02 02-04 "Менеджмент недвижимости",Учебно-методическое пособие,-Минск ,,БГТУ 2013, 189с
- А,Н,Гаврилюк ,О,Б,Дормешкин,Технология связанного азота и азотных удобрений,Практикум,-Минск ,БГТУ, 2018, 148с
Учебно-методические пособия
- Ещенко Л.С., Салоников В.А. Общая химическая технология. Учебно-методическое пособие для студентов специальностей 1-48 01 01, 1-48 01 02, 1-48 01 05, 1-48 02 01, 1-57 01 01, 1-57 01 03, 1-36 07 01. – Минск, БГТУ, 2006.
- Соколов М.Т., Новик Д.М. Технология калийных удобрений. Лабораторные работы по одноименному курсу. – Минск, БГТУ, 2005.
- Дормешкин О.Б. Курсовое проектирование по курсу «Технология и оборудование минеральных удобрений» для студентов экономического профиля. – Минск, БГТУ, 2007.
- Пинаев Г.Ф. Теоретические основы технологии неорганических веществ. Программа, методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения. – Минск, БГТУ, 2008.
- Воробьев Н.И. Программа, методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения. Технология фосфорных и комплексных удобрений. – Минск, БГТУ, 2008.
- Соколов М.Т. Программа, контрольные задания и методические указания для студентов заочной формы обучения. Технология калийных удобрений. – Минск, БГТУ, 2008.
- Дормешкин О. Б. Оборудование и основы проектирования (курсовое проектирование). Методические указания. – Минск, БГТУ, 2010, 56с.
- Дормешкин О. Б. Химическая технология неорганических веществ (курсовое проектирование). Методические указания. – Минск, БГТУ, 2010, 49с.
- Воробьев Н. И. Технология связанного азота и азотных удобрений. Тексты лекций по одноименному курсу. – Минск, БГТУ, 2011, 216с.
- Воробьев Н. И. Технология связанного азота и азотных удобрений. Программа, контрольные задания и методические указания к выполнению контрольных заданий для студентов специальности 1-48 01 01 «Химическая технология неорганических веществ, материалов и изделий» специализации 1-48 01 01 01 «Технология минеральных удобрений, солей и щелочей» заочной формы обучения. – Минск, БГТУ, 2011, 20с.
- Пинаев Г. Ф. Технология содовых продуктов. Методические указания и лабораторные работы к лабораторному практикуму по одноименному курсу для студентов очной и заочной форм обучения. – Минск, БГТУ, 2011, 58с.
- Новик Д.М. Технология серной кислоты. Тексты лекций по одноименному курсу. – Минск, БГТУ, 2012, 73с.
- Пинаев Г. Ф. Технология содовых продуктов: програм-ма, методические указания к выполне-нию контрольных заданий для студен-тов заочной формы обучения специаль-ности 1-48 01 01 «Химическая техно-логия неорганичес-ких веществ, матери-алов и изделий», специализации 1-48 01 01 01 «Техноло-гия минеральных удобрений, солей и щелочей». Учебное пособие. –БГТУ, Минск, 2012.
- Л. С. Ещенко технология продуктов тонкого неорганического синтеза. Программа, контрольные задания и методические указания к выполнению контрольных заданий для студентов специальности 1-48 01 01 «Химическая технология неорганических веществ, материалов и изделий» специализации 1-48 01 01 01 «Технология минеральных удобрений, солей и щелочей» заочной формы обучения. – Минск, БГТУ, 2012.
- Долинская Р.М., Жолнерович Н.В., Шатило В.И. Основные технологии химической промышленности» для студентов специальности 1-26 02 02 «Менеджмент (по направлениям)», направление специализации 1-26 02 02-04 «Менеджмент недвижимости». Учебно-методическое пособие. – Минск, БГТУ, 2013, 189с.
-
А. Н. Гаврилюк, О. Б. Дормешкин. Технология связанного азота и азотных удобрений. Практикум. – Минск, БГТУ, 2018, 148с.
-
А.Н. Гаврилюк, О. Б. Дормешкин. Расчет математических моделей химических реакторов средствами MATLAB / Учеб.-метод. пособие для студентов специальности 1-48 01 01 «Химическая технология неорганических веществ, материалов и изделий» специализации 1-48 01 01 01 «Технология минеральных удобрений, солей и щелочей». – Минск: БГТУ, 2020. – 80 с.
Научно-методические публикации
- Дормешкин О.Б. Научная работа как важнейший компонент деятельности кафедры в реализации обучающе-исследовательского принципа // Труды БГТУ, Сер. VIII, Учебно-методическая работа. – Минск, 2008. – Вып. XVI.
- Дормешкин О.Б. Подготовка специалистов химико-технологического профиля с использованием САПР // Актуальные проблемы химико-технологического образования: 10 Межвуз. уч.-методич. конференция. 9 апреля 2008 г. М., РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2008.
- Дормешкин О.Б. и др. Разработка системы сквозной непрерывной графической подготовки в технических вузах // Практическая подготовка специалистов в условии университетского образования. Состояние, проблемы, перспективы Мат. межд. н.-пр. конф. ВГУ им. П.М. Машерова. 20 марта 2008 г. Витебск, ВГУ, 2008.
- Мурашкевич А. Н., Ещенко Л. С. Производственная практика – важнейший фактор повышения уровня высшего специального образования // Труды БГТУ. Сер. VIII. – 2009.
- Жарский И. М., Левицкий И. А., Неверов А. И., Дормешкин О. Б. Проекты (работы) дипломные. Требования и порядок подготовки, представления к защите и защиты СТП БГТУ 001-2010. Стандарт предприятия. – Минск, БГТУ, 2010, 240с.