Белорусский государственный
технологический университет
Belarusian State Technological University
ОВРМ
Наука
Учебная работа
Кафедра технологии неорганических веществ и общей химической технологии >>> Состав кафедрыУчебная работаНаучно-исследовательская работаСтудентамПартнерамАбитуриентам


Организация образовательного процесса и его научно-методическое обеспечение

 

Перечень учебных дисциплин, читаемых на кафедре
Перечень лабораторных практикумов, проводимых на кафедре
Инновационные образовательные технологии, разработанные и используемые в учебном процессе
Учебно-методическая работа
Материально-техническая база
Учебные и учебно-методические публикации

 

 

Перечень учебных дисциплин, читаемых на кафедре

 

Кафедра обеспечивает преподавание 19 дисциплин на I ступени высшего образования для студентов факультетов ХТиТ, ТОВ, ИЭФ и ФЗО:

Для специальности 6-05-0711-08 «Промышленные и коммунальные системы водоподготовки и водоочистки»:

Теоретические основы химии и технологии воды;

Физико-химические методы водоподготовки

Общая химическая технология

Моделирование и оптимизация процессов водоподготовки и водоочистки

 

 

Кафедра осуществляет подготовку специалистов для Республики Туркменистан в соответствии с межгосударственным соглашением.

В рамках целевой подготовки разработаны дисциплины:

 

На II ступени высшего образования  за кафедрой закреплены следующие дисциплины:

По учебному плану магистратуры БГТУ и ТХТИ (г,Ташкент Республика Узбекистан) по системе 1+1 с выдачей двойного диплома специальности "Химическая технология неорганических веществ"

Перечень лабораторных практикумов, проводимых на кафедре

На кафедре проводятся лабораторные практикумы на I ступени высшего образования для студентов факультетов ХТиТ, ТОВ, ИЭФ и ФЗО по следующим дисциплинам:

 

Инновационные образовательные технологии, разработанные и используемые 

в образовательном процессе

 

Технология

Краткое описание

Блок-конспект как средство активизации работы студентов на лекционных занятиях 
Разработчик: 
проф. Дормешкин О.Б.

Блок-конспект является основным элементом учебно-методических комплексов, относящимся к техническим (мультимедиальным) средствам обучения. Блок-конспект включает в себя набор чертежей, схем, рисунков, диаграмм, таблиц или текстов по определенной учебной дисциплине, выполненных на бумажной основе, а также в виде компьютерной версии и предназначен для индивидуальной работы каждого учащегося непосредственно на лекции. Причем, в отличие от традиционных форм представления иллюстративного материала (и в этом состоит его главная особенность), блок-конспект предусматривает наличие дидактически обоснованных пропусков и «слепых схем», которые должны дополнить, либо строить студенты в процессе лекции, что активизирует их мыследеятельность и заставляет включаться в образовательный процесс уже не в роли пассивного субъекта – приемника информации. Этому же способствуют творческо-поисковые задания по узловым темам и вопросам, рассматриваемым на лекции. Таким образом, блок-конспект рассматривается в качестве эффективного средства обучения, видоизменяющего методику проведения лекционных занятий и позволяющего перейти от традиционной формы передачи информации к организации активной самостоятельной познавательной деятельности обучаемых. Блок-конспект по курсу «Технология и оборудования производств минеральных удобрений и солей» в течении ряда лет используется в процессе обучения студентов технико-эконо-мического профиля и подтвердил высокую эффективность. Имеется компьютерная версия блок-конспекта.

Разработка лабораторного практикума «Проектирование химических производств с использованием системы автоматизированного проектирования AutoCAD
Разработчик: 
проф. Дормешкин О.Б.

Целью данного практикума является изучение возможности применения САПР для разработки и проектирования химических производств, практическое овладение навыками работы с САПР при выполнении технологических и проектных задач. 
Предлагается цикл лабораторных работ, выполняемых непосредственно с использованием ПЭВМ и пакета САПР Автокад, которые включают:

  1. разработка технологических схем химико-технологических процессов;

  2. создание и обработка блоков (тамплетов) технологического оборудования;

  3. выполнение объемно-планировочной части проекта (планы размещения оборудования по отметкам);

  4. компоновка технологического оборудования (продольные и поперечные разрезы).

Имеется необходимое методическое обеспечение, создана компьютерная библиотека тамплетов химико-технологического оборудования. 
Все задания индивидуальны и носят творческий характер. 
Практическим результатом обучения является наблюдаемая тенденция увеличения доли дипломных и курсовых проектов, выполняемых с использованием САПР.

Система непрерывного обучения и использования САПР в процессе подготовки специалистов химико-технологического профиля
Разработано и реализуется совместно с кафедрой Инженерной графики

Одно из перспективных направлений развития современных образовательных технологий связано с широким использованием в учебном процессе систем автоматизированного проектирования (САПР). 
К сожалению, широкому использованию САПР в учебном процессе препятствует отсутствие единой системы непрерывной подготовки в области САПР. Сложившаяся ситуация является проявлением более общей проблемы непрерывности и единства фундаментальной и профессиональной подготовки, когда знания приобретаемые студентами в курсах фундаментальных дисциплин остаются невостребованными. И наоборот, когда обучаемый не обладает фундаментальными знаниями, необходимыми в курсах специальных дисциплин. 
Предлагается вариант непрерывной системы обучения и использования САПР в учебном процессе при подготовке специалистов химико-технологического. В основе системы заложена структурно-функциональная схема, выстроенная “по вертикали” и “по горизонтали”. “По вертикали “ она выстроена согласно следующей иерархии: -курс - семестр - учебные предметы, в рамках которых изучается либо используется САПР - кафедры, ведущие обучение, либо использующие САПР - вид учебных занятий - цели, которые ставятся на каждом этапе. “По горизонтали” в порядке возрастания уровня сложности выстроены цели, достигаемые на каждом этапе, начиная от общего знакомства с САПР до активного его использования на заключительном этапе дипломного проектирования. Причем предлагаемая схема не является “жесткой”, т.е. по мере возникновения необходимости в нее могут быть включены дополнительные учебные дисциплины и курсы. Иерархическая (древовидная) структура обеспечивает наглядное и целостное восприятие всей системы. 
Разработанная система сориентирована на реальную, существующую образовательную ситуацию. Основу структурно-функциональной схемы составляют курсы и дисциплины, в рамках которых могут либо уже используются элементы САПР. Основные положения данной системы учтены в новых учебных планах и рабочих программах.
Таким образом, созданы все необходимые предпосылки для скорейшей практической реализации системы непрерывного обучения и использования САПР при подготовке специалистов химико-технологического профиля.

Авторский  спецкурс«Технология катализаторов и адсорбентов»
Разработчик
проф. Ещенко Л.С.

Цель курса – изучение научных основ адсорбции и катализа, технологии  катализаторов и адсорбентов, приобретение студентами навыков анализа свойств и состава промышленно важных адсорбентов и катализаторов. 
Программа курса включает следующие разделы:

  1. общие положения о каталитических реакциях, катализаторах и теоретические основы адсорбции

  2. кинетика гетерогенных каталитических процессов

  3. производство катализаторов

  4. производство адсорбентов

  5. охрана труда и окружающей среды при производстве катализаторов и адсорбентов.

Подготовлен и издан курс лекций, методическое пособие по лабораторному практикуму.

Авторский «Технология продуктов тонкого неорганического синтеза»
Разработчик
проф. Ещенко Л.С.

Цель курса – изучение теоретических основ и способов получения малотоннажных химических продуктов и способов их очистки, приобретение навыков в области синтеза неорганических материалов и исследований их состава и свойств, использование знаний для практических решений по созданию и совершенствованию технологических процессов продуктов тонкого неорганического синтеза. 
Программа курса включает следующие разделы:

  1. основные направления развития и совершенствования малотоннажных производств продуктов неорганического синтеза

  2. методы тонкого неорганического синтеза, в частности: получение растворимых соединений методом кристаллизации, получение труднорастворимых соединений методом химического осаждения, основные представления о загрязнении химических осадков, матричный синтез, термические, плазмохимические, криогенные способы получения неорганических веществ  и.т.д.

  3. физико-химические методы очистки веществ

Помимо лекций программой курса предусматривается проведение практических и лабораторных занятий

«Рейтинговая система оценки знаний в курсе «Общая химическая технология»
Разработчик
проф. Ещенко Л.С., преподаватели кафедры

 в разработке

 

Материально-техническая база

 

Сушильный шкаф Venticell

VC 111 ECO

  • Диапазон температур: от 10 °C выше температуры

    окружающей среды до 300 °C

  • Мощность 1900 Вт

   
 

Фотоколориметр 

КФК-2-УХЛ 4.2


  • Спектральный диапазон работы

    фотоколориметра от 315 до 980 нм.

  • Потребляемая мощность колориметра, не более 75 Вт

   
 

Флотационная машина ФМЗ


Предназначены для лабораторных испытаний полезных

ископаемых по обогащению

методом пенной флотации

при кислотно-щелочной среде пульпы pH 2-12.

   
 

Реактор с системой терморегуляции HS-120A


Лабораторный химический реактор — это аппарат для проведения

химических процессов, например,

для смешивания нескольких ингредиентов,

приготовления эмульсий, экстракции.

   
 

Пламенный фотометр PFP7 Flame Photometer


Пламенный фотометр PFP7  предназначен для определения

концентрации ионов щелочных (Na, K, Li)

и щелочноземельных (Ca, Ba) металлов в жидких средах в

лабораторных условиях.

   
 Высокотемпературная электропечь SNOL 8,2/1100    

 
 Встряхиватель лабораторный SK-L330-Pro    

 


Учебные и учебно-методические публикации

Учебники и учебные пособия

  1. Пинаев Г.Ф. Теоретические основы технологии неорганических веществ. Учебное пособие для студентов специальности 1-48 01 01 «Химическая технология производства и переработки неорганических материалов» очного и заочного обучения. – Минск, БГТУ, 2005.
  2. Ещенко Л.С., Салоников В.А. Общая химическая технология. Расчеты химико-технологических процессов. Учебное пособие. – Минск, БГТУ, 2007.
  3. Воробьев Н.И. Новик Д.М. Обогащение полезных ископаемых. Учебное пособие. – Минск, БГТУ, 2008.
  4. Ещенко Л.С. Катализаторы и адсорбенты. Учебник. – Минск, БГТУ, 2009.
  5. Долинская Р,М, Жолнерович Н,В,  Шатило В,И," Основы технологии химческой  промышленности " для студентов специальности 1-26 02 02 "Менеджемент( по направлениям) направление специализации 1-26 02 02-04 "Менеджмент недвижимости",Учебно-методическое пособие,-Минск ,,БГТУ 2013, 189с
  6. А,Н,Гаврилюк ,О,Б,Дормешкин,Технология связанного азота и азотных удобрений,Практикум,-Минск ,БГТУ, 2018, 148с

 

Учебно-методические пособия

 

  1. Ещенко Л.С., Салоников В.А. Общая химическая технология. Учебно-методическое пособие для студентов специальностей 1-48 01 01, 1-48 01 02, 1-48 01 05, 1-48 02 01, 1-57 01 01, 1-57 01 03, 1-36 07 01. – Минск, БГТУ, 2006.
  2. Соколов М.Т., Новик Д.М. Технология калийных удобрений. Лабораторные работы по одноименному курсу. – Минск, БГТУ, 2005.
  3. Дормешкин О.Б. Курсовое проектирование по курсу «Технология и оборудование минеральных удобрений» для студентов экономического профиля. – Минск, БГТУ, 2007.
  4. Пинаев Г.Ф. Теоретические основы технологии неорганических веществ. Программа, методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения. – Минск, БГТУ, 2008.
  5. Воробьев Н.И. Программа, методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения. Технология фосфорных и комплексных удобрений. – Минск, БГТУ, 2008.
  6. Соколов М.Т. Программа, контрольные задания и методические указания для студентов заочной формы обучения. Технология калийных удобрений. – Минск, БГТУ, 2008.
  7. Дормешкин О. Б. Оборудование и основы проектирования (курсовое проектирование).  Методические указания. – Минск, БГТУ, 2010, 56с.
  8. Дормешкин  О. Б. Химическая технология неорганических веществ (курсовое проектирование).  Методические указания. –  Минск, БГТУ, 2010, 49с.
  9. Воробьев Н. И. Технология связанного азота и азотных удобрений. Тексты лекций по одноименному курсу. –  Минск, БГТУ, 2011,  216с.
  10. Воробьев Н. И. Технология связанного азота и азотных удобрений. Программа, контрольные задания и методические указания к выполнению контрольных заданий для студентов специальности  1-48 01 01 «Химическая технология неорганических веществ,  материалов и изделий» специализации 1-48 01 01 01 «Технология минеральных удобрений, солей и щелочей» заочной формы обучения. – Минск, БГТУ, 2011, 20с.
  11. Пинаев Г. Ф. Технология содовых продуктов. Методические указания и лабораторные работы  к лабораторному практикуму по одноименному курсу для студентов очной и заочной форм обучения.  – Минск, БГТУ, 2011, 58с.
  12. Новик Д.М. Технология серной кислоты. Тексты лекций по одноименному курсу. – Минск, БГТУ, 2012, 73с.
  13. Пинаев Г. Ф. Технология содовых продуктов: програм-ма, методические указания к выполне-нию контрольных заданий для студен-тов заочной формы обучения специаль-ности 1-48 01 01 «Химическая техно-логия неорганичес-ких веществ, матери-алов и изделий», специализации 1-48 01 01 01 «Техноло-гия минеральных удобрений, солей и щелочей». Учебное пособие. –БГТУ, Минск, 2012.
  14. Л. С. Ещенко технология продуктов тонкого неорганического синтеза. Программа, контрольные задания и методические указания к выполнению контрольных заданий для студентов специальности 1-48 01 01 «Химическая технология неорганических веществ,  материалов и изделий» специализации  1-48 01 01 01 «Технология минеральных удобрений, солей и щелочей» заочной формы обучения. – Минск, БГТУ, 2012.
  15. Долинская Р.М., Жолнерович Н.В., Шатило В.И. Основные технологии химической промышленности» для студентов специальности 1-26 02 02 «Менеджмент (по направлениям)», направление специализации  1-26 02 02-04 «Менеджмент недвижимости». Учебно-методическое пособие. – Минск, БГТУ, 2013, 189с.
  16. А. Н. Гаврилюк, О. Б. Дормешкин. Технология связанного азота и азотных удобрений. Практикум. – Минск, БГТУ, 2018, 148с.

  17. А.Н. Гаврилюк, О. Б. Дормешкин. Расчет математических моделей химических реакторов средствами MATLAB / Учеб.-метод. пособие для студентов специальности 1-48 01 01 «Химическая технология неорганических веществ, материалов и изделий» специализации 1-48 01 01 01 «Технология минеральных удобрений, солей и щелочей». – Минск: БГТУ, 2020. – 80 с.

 

Научно-методические публикации

  1. Дормешкин О.Б. Научная работа как важнейший компонент деятельности кафедры в реализации обучающе-исследовательского принципа // Труды БГТУ, Сер. VIII, Учебно-методическая работа. – Минск, 2008. – Вып. XVI.
  2. Дормешкин О.Б. Подготовка специалистов химико-технологического профиля с использованием САПР // Актуальные проблемы химико-технологического образования: 10 Межвуз. уч.-методич. конференция. 9 апреля 2008 г. М., РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2008.
  3. Дормешкин О.Б. и др. Разработка системы сквозной непрерывной графической подготовки в технических вузах // Практическая подготовка специалистов в условии университетского образования. Состояние, проблемы, перспективы Мат. межд. н.-пр. конф. ВГУ им. П.М. Машерова. 20 марта 2008 г. Витебск, ВГУ, 2008.
  4. Мурашкевич А. Н., Ещенко Л. С. Производственная практика – важнейший фактор повышения уровня высшего специального образования // Труды БГТУ. Сер. VIII. – 2009.
  5. Жарский И. М., Левицкий И. А., Неверов А. И., Дормешкин О. Б. Проекты (работы) дипломные. Требования и порядок подготовки, представления к защите и защиты СТП БГТУ 001-2010. Стандарт предприятия. – Минск, БГТУ, 2010, 240с.